Как создать свой онлайн-курс

время прочтения: 2 мин
Как создать свой онлайн-курс

Онлайн-обучение — это отличный и удобный способ передавать и получать новые знания. Разумеется, некоторым вещам научить дистанционно либо очень сложно, либо невозможно в принципе, как, например, художественной гимнастике или хирургии. Обучать онлайн можно тем профессиям и навыкам, которые наиболее приспособлены для этого. Это может быть продвижение сайтов, копирайтинг, видеомонтаж, веб-дизайн и так далее.

Как выбрать тему онлайн-курса

Конечно же, последние месяцы наглядно продемонстрировали нам, что можно успешно проходить онлайн-курсы по вязанию и игре на фортепиано, главное — иметь под рукой все необходимое для этого. Однако надо помнить, что при дистанционном обучении преподаватель не может, например, контролировать положение рук ученика, а технику выполнения видит лишь с одного ракурса. Это все усложняет процесс обучения, и в итоге результатов приходится ждать дольше.

Разумеется, также важно учитывать, что обучать (неважно, онлайн или офлайн) следует только тому, что вы сами отлично умеете, в чем вы считаетесь экспертом. Нельзя просто взять и использовать готовый материал из множества бесплатных вебинаров или прочитанных книг, это недальновидно и нецелесообразно. Все-таки потребитель сейчас избалован: если материал вашего курса будет некачественным или поверхностным, ученик не задержится долго на курсе и не оставит вам хороший отзыв и рекомендации. Вы можете вложить огромные деньги в продвижение первого потока, а затем получить массу негативных отзывов, что отвернет от вас последующих учеников. Но о качестве материала мы поговорим позже.

Коротко говоря, вы должны любить то, чему будете учить, быть экспертом в своем деле и делиться собственным опытом, а не взятой из открытых источников информацией. И, разумеется, трезво оценивать возможность качественного обучения ваших студентов дистанционно.

Как выбрать тему онлайн-курса

Как запускать продукт

Вы определились с темой своего будущего онлайн-курса, однако не знаете, с чего начать, как разработать и запустить?

Здесь у вас есть выбор. Первый вариант: воспользоваться услугами одного из агентств, которые специализируются на запуске онлайн-курсов. Именно они помогут вам с разработкой контента, организацией продакшена и дальнейшим продвижением.

Второй вариант: выбрать не целое агентство, а блогера. Часто курсы продвигают и продюсируют именно популярные блогеры в Instagram или в других социальных сетях. Взамен они получают определенный процент с продаж. Однако найти такого блогера нелегко: к тем, кто афиширует продюсирование, попасть сложно и дорого, а многие другие попросту скрывают, либо, если блогер не слишком популярный, такое сотрудничество может оказаться неплодотворным.

Третий вариант самый сложный: запустить курс самостоятельно. Это значит, что разработка контента, продвижение и продажи будут на вас. Разумеется, вы можете собрать талантливую команду, где каждый будет отвечать за свой этап создания и запуска курса. Однако даже при таком раскладе большая часть ответственности будет лежать на ваших плечах.

Именно для тех, кто выбирает третий вариант, мы подготовили эту статью, где рассказали об инструментах и тонкостях создания онлайн-курса.

Планирование и разработка контента

Помимо технических моментов, которые мы разберем чуть ниже, не менее важно рассказать о формировании курса в целом и подготовке контента для него. Мы выделили 6 шагов, которым необходимо следовать, чтобы сделать не просто обучающий курс, а по-настоящему качественный продукт.

  • 1. Аудитория, цели и задачи.

    Вы выбрали тему? Отлично. А теперь подумайте: зачем и для чего ваш курс, с какими знаниями и навыками выйдет ученик после окончания? Именно такая постановка вопроса поможет определить цели и задачи вашего онлайн-курса. Так, например, если вы решили научить людей создавать и продвигать сайты, недостаточно будет показать им презентацию в PowerPoint. Вам как минимум понадобится дополнительный инструмент, например, конструктор сайтов. Ведь ваши студенты по окончании курса должны не просто "знать" или "понимать", как это делается — они должны это ДЕЛАТЬ, притом успешно. Именно формирование целей и задач поможет вам в дальнейшем четко определиться со своей целевой аудиторией, а значит, более эффективно заниматься продвижением курса.

  • 2. Сценарий.

    В наше время во многих ситуациях не обойтись без четко продуманного плана, точнее сценария. И онлайн-курс не исключение.

    Вам необходимо прописать:

    • — тип курса: информационный, мотивационный или тренинговый;
    • — основные элементы (цель, задачи, ЦА, технические данные, сотрудники, график, место действия);
    • — разделы и концепт курса;
    • — содержание тестов и домашних заданий;
    • — анимации;
    • — инструменты и тренажеры.

    Поделите сценарий на блоки и модули, укажите, в какой последовательности темы и задания идут друг за другом: структура курса должна быть четкой и логичной, чтобы вы впоследствии работали, не отклоняясь от нее.

  • 3. Оформление.

    Визуальное представление играет важную роль в продвижении, а также в общей успешности курса. Людям нравятся приятные цвета, структурированная информация на слайдах, без кричащих элементов. Здесь вы можете полагаться на собственный вкус, изучить материалы с рекомендациями по оформлению либо просто нанять дизайнера.

  • 4. Онлайн-тест.

    С помощью тестирований проверяют знания, полученные (или же не полученные) во время обучения. Причем, зачастую тест составить сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так, вы можете сформулировать слишком сложные вопросы, либо, наоборот, легкие, либо вообще такие, которые содержат готовый ответ.

    Тесты бывают обучающими, для закрепления материала, либо аттестационными, для проверки усвоенных знаний. Каждый из этих типов обладает своей спецификой при составлении вопросов и ответов на них. Еще один важный момент: обязательно заранее продумайте систему баллов, а также решите, каков будет проходной балл. Это поможет вам наиболее корректно и объективно оценить знания ваших учеников.

  • 5. Видеоматериалы.

    Здесь есть два основных варианта. Первый — записать сразу полноценный видеокурс. Однако в этом случае следует учитывать, что работы заметно прибавится, особенно на этапе написания сценария. Второй же вариант — снять в необходимом количестве короткие ролики, где вы показываете или объясняете тот или иной материал.

    Есть три основных типа видео:

    • • скринкаст (запись с экрана компьютера);
    • • "говорящая голова" в углу экрана на фоне презентации;
    • • полноценный обучающий видеоролик со своим сценарием и разнообразным видеорядом.
  • 6. Пилотный запуск.

    Ваш курс полностью готов, вы в нем уверены и довольны? Тогда пора запускать его в тестовом режиме. Это значит, что сперва следует протестировать его на небольшой фокус-группе, а не запускать в работу сразу же на большую аудиторию. Ваши "тестировщики" здраво оценят курс и выскажут свое мнение, найдя возможные ошибки и недочеты, что даст вам возможность оперативно все исправить и подготовить курс к полноценному запуску.

Платформы для онлайн-обучения

Выбор платформы мы решили вынести в отдельный блок: их достаточно много, и каждая из них обладает своим функционалом, который может подойти или же не подойти вам. Давайте разберемся подробнее.

Начнем с того, что у вас есть несколько вариантов размещения: опубликовать курс на отдельно созданной под вас платформе, на открытых сервисах типа GetCourse или Nethouse.Академия, создать отдельный сайт под курс или выложить его на YouTube.

На втором варианте мы остановимся чуть подробнее, так как это одно из самых популярных решений: такие сервисы заточены специально под онлайн-обучение, а следовательно, у них довольно развитая внутренняя система и функционал.

Как выбрать тему онлайн-курса

Nethouse.Академия — новый сервис для организации и продажи онлайн-обучения. Главный его плюс — соотношение цена/качество. При небольшой стоимости вы получаете интуитивно понятную и удобную платформу для работы. Функционал обширен: вы можете размещать тесты, видеоматериалы, настраивать доступы к уроку, проверять домашние задания или делегировать проверку вашим кураторам и многое другое. К тому же сервис берет на себя все закрывающие документы, будь то чеки для физических лиц или акты для юридических. Поверьте, если вы только начинаете свой путь онлайн-преподавания, это именно то, что вам необходимо для решения головных болей со всей этой сложной и неинтересной бухгалтерией. Если же вам не хватает определенного функционала, вы можете обратиться к команде разработчиков и попросить его добавить — очень часто они идут навстречу клиентам и реализуют их пожелания.

Как выбрать тему онлайн-курса

GetCourse — одна из самых узнаваемых платформ для создания курсов и онлайн-школ в России. Плюс в том, что у нее много тарифов, хоть, возможно, цены подойдут и не для любого кошелька, при этом предоставляется пробный период. Однако из-за популярности и соответствующей загруженности сервис часто падает, рассылки не уходят вовремя, а техническая поддержка не справляется с наплывом вопросов от пользователей. Кроме того, настроить данную платформу самостоятельно достаточно сложно, многие нанимают специалистов для этого, что влечет за собой дополнительные расходы.

Как выбрать тему онлайн-курса

Etutorium — эта платформа в первую очередь предназначена для проведения вебинаров, но также поддерживает размещение и создание онлайн-курсов. Причем для разных сервисов разные сайты. Плюс в том, что вы можете контролировать результаты студентов в режиме реального времени, добавлять тесты и вопросы голосом, демонстрировать видео и использовать много других полезных функций. Также этот сервис поддерживает русский, английский и украинский языки. Однако у людей, которые привыкли все делать, в том числе и учиться, с телефона, могут возникнуть трудности. Ко всем прочему, общий функционал для автора курса достаточно скуден.

Когда вы будете проводить онлайн-курс, обратите внимание на социальные сети. Обязательно создайте закрытую группу в Facebook/ВКонтакте или Telegram-чат, где будет происходить общение между вами и студентами.

Кроме того, некоторые из перечисленных выше платформ позволяют продавать ваши курсы через онлайн-кассы. Однако критерии и функциональные возможности сервисов могут не соответствовать ваших запросам. Тогда стоит поискать дополнительный канал распространения или продажи абонементов на курс.

Вместо вывода

По окончании онлайн-курса обязательно соберите у своих студентов обратную связь. Для этого можно использовать сервисы, которые автоматически рассылают письма с просьбой оценить качество обучения. Кроме этого, полезно будет создать Google Формы, где вы укажете критерии оценки: качество контента, качество подачи материала, удобство обучения, вынесенные знания, было ли полезно и почему и т.д.

На основании полученных результатов вы уже сможете делать выводы, насколько был успешен запуск и насколько хорошо (или не очень) был выстроен процесс онлайн-обучения. А эти выводы помогут вам сделать следующий ваш курс еще лучше.