Пообщались с Ильей По — ведущим подкаста об организации и продвижении мероприятий "Ивент кухня".
Илья, добрый день. Как вы попали в ивент-индустрию?
Все началось в первом классе с кота Леопольда. Да, в первом классе я был котом Леопольдом. Ладно, если серьезно, то осознанно ивентами я начал заниматься в 2010 году. Тогда вот только мой путь начался в событийном маркетинге. Я жил во Пскове, и у нас была лофт-фотостудия "Проспект", где как раз за счет событийного маркетинга мы и жили. На протяжении пяти лет во Пскове с 2010 по 2015 год мы делали всевозможные фотокроссы, мастер-классы, выставки, ездили в Эстонию выставки проводить, в другие города России, привозили из других городов классных фотографов и, собственно, организовывали всевозможные активности как раз для фото-тусовки города, чтобы эти люди приходили, арендовали студию и знали о нас как о классном месте, где есть сообщество фотографов. Уже тогда было понимание, что классно агрегировать вокруг себя сообщество, и за счет этого сообщества, за счет того, что люди внутри него тебя знают и доверяют тебе, как раз можно было и продавать свои услуги. Также одним из основных источников дохода были фотокурсы. Фотокурсы большие, которые, собственно, у нас на фотостудии и проходили. В 2010 году это, наверное, было единственное место в городе, где эти фотокурсы проводились. С этого все и началось.
Создание и ведение подкаста — это сложно и дорого? Кто в вашей команде?
Бывает сложно и дорого, бывает — чуточку легче. Некорректно называть стоимость, мол, подкаст стоит столько-то, брать из головы какую-то цифру и ее называть. Хорошую историю можно сделать и за 15, и за 150 тысяч рублей за выпуск. Все зависит от задач, от людей, с которыми хочется поработать, от бюджета на продакшн и промо уже созданного контента. От этих всех вводных очень сильно зависит цена, и мы, например, всем клиентам, которые к нам обращаются по вопросу создания подкаста, никогда сразу не называем цифру. Мы сначала брифуем их, понимаем, какие конкретно задачи хочется решить, какие есть потребности, для кого этот подкаст делается, как вообще планируется всю эту историю продвигать. И только после того, как мы понимаем, что это за проект, озвучивается его стоимость. Есть проекты, где редактор, например, должен проделать большой объем работы, а есть такие, где чуть меньше. Так, в узконишевых тематических подкастах, например, как у нас, у редактора может быть больше работы, чем в обычных ток-шоу. И здесь важно понимать, что я сосредоточен именно на более узконишевых историях: это не такие подкасты, которые на слуху у всех, а передачи, заточенные под конкретную индустрию, как, например, "Ивент Кухня" или "Ивент Кухня Свадьбы" — недавно мы запустили ивент-подкаст чисто для свадебной индустрии. По поводу команды: команда собирается под проект. То есть, сейчас это восемь человек на разных подкастах. Это редакторы, которые занимаются смыслами и текстами, монтажеры, которые работают со звуком, монтируют все это, делают отбивки, джинглы и музыкальное сопровождение, дикторы (на проекте у нас есть диктор, который делает начитку и вставки в подкасте) и ведущие подкаста. И на разных проектах это могут быть разные люди. Конкретно на "Ивент Кухне", в зависимости от сезона, работает три человека: редактор, когда он есть в сезоне, монтажер обязательно, он есть всегда, и я, человек, который это все продюсирует, ищет гостей, собирает смыслы и потом занимается публикацией всей этой красоты.
Почему выбрали именно формат подкаста, а не, скажем, влога?
Я начал делать подкасты в 2015 году, а слушать еще раньше. Мне в принципе нравится этот формат, меня от него прет. Это прям то, что мне хочется делать, и то, что мне нравится слушать. Если в 2015 году люди крутили пальцем у виска, когда я говорил, что делаю подкасты, то сейчас уже немножко по-другому к этому относятся, когда их становится все больше, и теперь это основной вид деятельности. Подкаст прост в создании, проще, чем видео или влог, но сложнее в дистрибуции контента. Например, продвигать подкаст намного сложнее, чем то же самое видео. Для видео есть много инструментов для продвижения, и можно посмотреть на эффект, отследить, есть аналитика, у того же самого YouTube, например. У подкастов все плохо с аналитикой, например, не везде можно посмотреть глубину прослушиваний. Только на некоторых площадках можно увидеть, сколько дослушиваний у одного конкретного эпизода. Но чаще всего показывается только общая цифра, что подкаст прослушало столько-то человек.
Как "Ивент Кухня" появилась? Я в 2015 году переехал в Санкт-Петербург и продолжил заниматься ивентами. Делал свои проекты, всякие активности, фестивали, связанные с travel тематикой, например, был подкаст "Travel Time", который я в 2015 году запустил. Я в основном в travel тусовке вертелся, общался, в основном travel тематикой и занимался. А вот "Ивент Кухня" появилась в 2016 году, потому что я понял, что я переехал в новый город и теперь мне нужно здесь быть в контакте с другими специалистами. Знать к кому бежать, если мне, например, нужно "вчера" 200 пуфиков на какой-то ивент, решать оперативно какие-то вопросы. Нужен был нетворк, и я начал охотиться за этим нетворком. И вот, сидя на кухне в один прекрасный день, это был июнь 2016 года, я подумал, что мне надо знакомиться с людьми из ивент тусовки, но как? На тот момент я делал подкаст "Travel Time", и он очень хорошо для меня работал как площадка для нетворка. Я провел параллель и понял, что подкаст можно делать именно как такую площадку: буду приглашать крутых специалистов в свой подкаст и общаться про ивенты. Так как я сидел на кухне, над названием думал недолго. Взвесил: подкаст про ивенты, писать я его буду на кухне... Назову его "Ивент Кухня"! Вот так и появилось это название. То есть, я даже ничего не мониторил, только в дальнейшем, где-то через пару месяцев, когда я начал смотреть, что еще есть, увидел разные ивент-агентства, которые так и называются "Ивент Кухня", и понял, что имя оказалось не оригинальным. Оно было немножко поверхностным, но зато прикольным и отражало суть. Старт был достаточно сильный, пригласил людей, с которыми общался. Так, первым гостем стала Катя Павлова, мы с ней поговорили про маркет "4 сезона". Потом сразу же за ней в следующих выпусках были Наташа Франкель, Дима Румянцев. Я у них на проектах раньше сам волонтерил, когда в Питер переехал, потом занимался работой с волонтерами на их конференциях — собирал команды и координировал их работу. Вот так, собственно, "Ивент Кухня" и появилась, потом все как-то завертелось и эта история продолжилась. Ну вот первые четыре года, с 2016 по 2019, подкаст был такой: записал шесть выпусков, сделал перерыв на год, записал еще шесть — еще перерыв на год, потом еще шесть выпусков — и перерыв. И только в 2020 году у меня процесс наладился, мы стали делать все системно, уже с партнерами, появились обязательства перед людьми, и вот с начала 2020 года каждый месяц выходит "Ивент Кухня", если не ошибаюсь, должно быть уже сорок выпусков за этот год. В 2021 году также эта история будет продолжаться.
Как продвигаете подкаст? На каких площадках размещаетесь?
Несколько каналов по продвижению: первое — гости, второе — свои социальные сети, и третье — иногда делаются публикации на разных порталах по мотивам выпусков. На Event-live публикации, на event.ru, Ивентологии, на каких-то других маленьких площадках, либо по мотивам выпусков, либо делаем какой-то дополнительный контент. Платную рекламу не используем, только органика. Это конкретно по "Ивент Кухне".
По поводу того, где размещается подкаст. Хостинг — Podster, поддерживаю отечественного производителя! Далее подкаст загружается на агрегатор: часть из них автоматически подтягивает с хостинга, например, Apple Podcasts, Castbox, ВКонтакте и десятки других агрегаторов, и еще вручную загружаются в Яндекс.Музыку.
Самое крутое интервью в вашей жизни.
Я не рейтингую людей и интервью, которые делал. У меня холодное сердце и для меня все равны. Вот так отвечу на этот вопрос.
Как выбираете героев следующих выпусков подкаста?
Есть несколько вариантов поиска героев, выделю три основных, как у нас на "Ивент Кухне" это строится. Но опять же, в зависимости от разных проектов это происходит по-разному. Итак, на "Ивент Кухне" три основных канала по привлечению новых героев. Первое — это свои социальные сети или мои ресурсы, второе — тематические сообщества, наподобие той же самой Ивентологии (я делаю "вброс", мол, ребята, для одного шоу нужны герои на такую-то тему, посоветуйте классных экспертов), и третье — спрашиваю у спикеров, которые уже были у меня в подкасте. Через эти три канала я ищу новых героев на новые сезоны.
Есть ли кто-то, с кем вы мечтаете записать подкаст, но еще не сделали этого?
Константин Эрнст. Знаю, что он начинал свою карьеру как ивент-менеджер, и я хочу сделать сезон, который будет называться "Легенды". Это будут видные деятели, те, кто начинал развивать событийную индустрию в России в самом начале ее зарождения. То есть, это достаточно крутая идея, хочется сделать такой сезон, и если он будет в 2021 году, будет очень круто. Главное, найти под него партнера.
Нельзя не спросить. Как повлияла пандемия на вашу работу? Как изменились ваши рабочие процессы?
Я об этом в одном из выпусков, в сезоне "Вызовы", как раз рассказывал. Была жесть, как и у многих в индустрии. Один классный проект пришлось закрыть: я делал ровно год питчинги, каждый месяц. Ровно год проект просуществовал, это было в Москве в оффлайне, большие планы были по развитию комьюнити, и в целом были большие планы по развитию проекта. Но когда я попробовал в онлайне провести несколько питчингов, по энергии, по отдаче это вообще было не то по сравнению с оффлайном. Именно на том проекте, который я делаю, мне это не понравилось, и я закрыл эту тему. Что касается подкаста, клиентские проекты и вообще свои проекты мы перевели на удаленную запись через Zoom. Созванивались в Zoom’e и общались. Мне не понравилось, потому что фишка "Ивент Кухни" все эти годы заключалась в том, что мы встречались со всеми гостями именно у меня на кухне, а не на студии или еще где-то. И основная фишка подкаста именно в том, что мы сидим у меня дома, у меня на кухне, и в этой атмосфере общаемся. А после, как правило, мы пьем кофе или чай, иногда что-то покрепче, и беседуем, ведем всякие светские диалоги. Сейчас новый сезон, финальный в этом году, сезон "Бренды". Год начинался этим сезоном и финалится тоже им же. Я записываю также в оффлайне, то есть, на момент выхода этого интервью, уже выпуск один записан. И вот другие гости придут ко мне в гости в квартиру в Москве, и мы, сидя на кухне, тоже будем записывать "Ивент Кухню" для сезона "Бренды" с представителями корпоративного сектора.
Что больше всего цените в своей работе?
Сильную команду. Людей, которые готовы поверить в идею и пройти путь до самого конца — это самое ценное.
Опишите свой типичный рабочий день.
Встаю с семи до одиннадцати, по-разному все время. Затем работаю весь день, ложусь спать с десяти вечера до часу ночи. Не супер-разнообразно, но весь 2020 год примерно так и вышел.
Поделитесь планами по развитию подкаста на 2021 год.
В идеальной картине мира — один партнер на весь год. Это шесть сезонов по шесть эпизодов "Ивент Кухни". Для "Ивент Кухни Свадьбы" та же самая идеальная картина мира, что на все сезоны тоже будет один партнер. Как будет по факту — не знаю. Но есть запросы от партнеров, возможно, даже в 2020 году получится продать весь 2021 год, вполне реально это сделать, и спокойно уже в 2021 году заниматься контентом, а не поиском партнеров. Хотя весь 2020 год прошел со входящими запросами. То есть, я особо нигде никому не продавал, мол, вот подкаст "Ивент Кухня", покупайте. Все партнеры, которые были в этом году, это были теплые контакты, знакомые и входящие. Все. Люди просто верят в классную идею, видят, что это классный продукт, он помогает индустрии. Потому что много отзывов. Люди почему-то в личку пишут, не пишут отзывы в iTunes, хотя было бы хорошо писать отзывы именно там и на других площадках, где подкасты размещаются. Но мне именно в личку пишут: "Вау, класс!" , "Супер!", "Классный контент, классные спикеры", пишут, что интересно слушать и узнавать про другие кейсы. Будем продолжать делиться этим добром и этой пользой и в 2021 году.
Одно пожелание ивентщикам и всей индустрии.
Планируйте свой отдых! Это самое важное. Если не отдыхать, можно убить всю продуктивность. Поэтому нужно заниматься планированием отдыха и отдыхать. Это мои грабли этого года. Я немножко осознанно отказался от выходных, праздников и всего этого. Не очень хорошее решение, я вам скажу. Нужно планировать свой отдых, и тогда все будет еще круче и еще продуктивнее.