Все больше компаний в России выходят на электронные торговые площадки. И ежегодно это количество возрастает примерно на треть. На резкую смену ориентиров повлиял «домашний режим», и популярность площадок продолжает набирать обороты. К этому списку относятся интернет-магазины и маркетплейсы.
Маркетплейс
Для начала определимся, что он из себя представляет. Дословно переводится как «торговая площадка» – платформа для онлайн купли и продажи товаров и услуг от разных продавцов. Это Wildberries, OZON, СберМегаМаркет, Яндекс.Маркет. Они не выкупают у поставщиков товары для их последующей реализации. До факта передачи конечному владельцу они остаются собственностью продавца. На одной площадке можно встретить десятки сотен вещей – аналогичных или эксклюзивных, с разными характеристиками и ценами. Маркетплейс взимает абонентскую плату за размещение ассортимента или процент с продаж. За дополнительную стоимость можно приобрести услуги рекламного продвижения, аренды складского пространства и др. Основное преимущество маркетплейса – его бренд и узнаваемость, за счет чего определенное количество покупателей приходит самостоятельно и часто – повторно. Здесь уже есть удобные способы оплаты, встроены инструменты аналитики и другой функционал для удобной работы.
Но есть и особенности. Например, хранение на складе тарифицируется дополнительно. Конкуренция здесь тоже будет – на маркетплейсах много аналогичных товаров от разных поставщиков. Возможны и сложности с коммуникацией между продавцом и покупателем – здесь не будет такой вариативности, как на собственном сайте.
Сайт
Получить свой сайт сегодня довольно просто – можно справиться своими силами. Самый распространенный вариант – воспользоваться конструктором, например, от Nethouse. Нужно зарегистрировать домен, а затем воспользоваться всем доступным функционалом. Сюда входит аналитика, CRM-системы, инструменты для создания уникального бренда.
Но только создания сайта недостаточно для продаж. Виртуальный магазин необходимо продвигать – а это время, деньги и знания. Например, крупный интернет-магазин. Для его запуска, наполнения и дальнейшей поддержки нужны опытные кадры, а значит, и финансы. Не обойтись без специалистов для продаж и консультаций – нужно выстроить алгоритм получения заказов, подключить телефонию, предусмотреть другие нюансы. Но даже в этом случае продажи будут иметь прямую зависимость от суммы рекламного бюджета. Чем она больше, тем больше заявок будет поступать. И наоборот.
Нельзя забывать и о важности онлайн-оплаты на сайте. В том же Nethouse есть готовый модуль оплаты, подключить который можно за несколько минут. Благодаря этому посетители сайта могут оплатить товары и услуги удобным способом (банковскими картами, наличными в терминалах, SberPay и пр.), а владелец – получить деньги на расчетный счет на следующий рабочий день в рамках одного договора. Таким образом, сайт превращается из витрины в Сети в полноценный интернет-магазин. Без программирования и траты времени на разработку.
Что выбрать?
Универсального ответа нет, все зависит от сферы бизнеса, узнаваемости бренда, конечной цели его владельца, поэтому и ответ будет для каждого конкретного случая свой.
Если речь идет о крупном бизнесе или вы хотите сделать свой стартап таковым – понадобится расширенный функционал. Значит, есть смысл выбрать собственный сайт. Тот же ответ будет и в случае, если целевая аудитория вряд ли будет искать товары на маркетплейсе. Последний в этом случае выступит лишь дополнительным каналом сбыта, но не главным.
Стабильный средний бизнес можно продвигать любым из этих двух вариантов. На сайте можно разместить главную информацию, а сами товары – на маркетплейсе, где для успешных продаж уже все отлажено.
Для тех, кто только в начале пути и на счету каждый рубль – маркетплейсы подойдут идеально. Проанализировать целевую аудиторию, оценить спрос и сделать прогнозы можно и без создания своего сайта.
Но не забывайте о комплексном подходе и использовании и маркетплейса, и собственного сайта. Хотя бы один канал продаж, но сработает. А если оба – будет возможность проанализировать эффективность обеих площадок. После этого можно сделать выбор в пользу одного или, опять же, обоих вариантов. Еще одно преимущество – увеличение своего присутствия на рынке и узнаваемости бренда. В небольшом радиусе можно использовать сайт, а для более отдаленных регионов – маркетплейс. Такой шаг решит задачи с хранением, доставкой и оплатой товара.