Планируете организацию экскурсии? Подойдите к вопросу максимально ответственно. Каждая мелочь имеет значение, если, конечно, вы хотите, чтобы к вам пришло много людей и чтобы они остались довольны. На какую тему будет экскурсия? Помните, охватить за короткое время достаточно обширный пласт истории, культуры, науки почти невозможно, поэтому лучше запланировать целую серию тематических экскурсий.
Ваша экскурсия должна укладываться в два часа — дольше держать внимание аудитории просто не получится, особенно если это пешая прогулка. Люди просто устанут, внимание рассеется, экскурсию не запомнят (и не посоветуют друзьям). Поэтому обязательно нужно провести тестирование маршрута — с учетом того, что группа людей всегда перемещается на 15-20% медленнее одного человека.
Выбор темы и другие детали
Выбирать тему следует, ориентируясь на вашу компетентность и исходя из реалий. Так, в индустриальном городе это может быть история промышленности, в богатом старинными домами центре — обзорная экскурсия про стили архитектуры. Проводят экскурсии по местам исторических событий, по связанным с известными людьми локациям, по музеям и даже по рынкам. Все зависит от того, насколько глубока связанная с конкретной темой история и насколько интересно вы сможете ее раскрыть.
Правильная формулировка темы должна увлекать потенциального экскурсанта — ведь это первое, что он видит в объявлении. Вряд ли длинное наукообразное название привлечет множество посетителей, разве что профильных аспирантов. Описание экскурсии должно продолжать и раскрывать тему, сохранять интригу, но при этом не запутывать читателя. Если вам сложно сформулировать описание, обратитесь к профессиональному копирайтеру.
Определитесь с видом экскурсии. Будет ли это пешая прогулка, автобусная, речная? Если предполагается использование транспорта, продумайте его аренду. Помните, что к транспорту предъявляются определенные требования безопасности, так что ваш микроавтобус, возможно, не подойдет. Каковы условия: городская среда или, например, предполагается посещение зеленых зон? Будет экскурсия проходить утром или вечером? Какая форма одежды предпочтительнее, что стоит взять с собой (фонарик, вода, зонт, крем от солнца или спрей от комаров, маска)? Обо всем этом подробно расскажите людям в объявлении. И, конечно, акцентируйте внимание на деталях:
- времени начала и окончания;
- месте сбора (с подробностями) и ориентирах;
- сколько вы ждете опаздывающих;
- кому звонить или писать в случае опоздания.
Личность экскурсовода. Расскажите людям, кто проводит экскурсию, насколько давно он в теме, какими обладает компетенциями и регалиями. Идеальный вариант — это самопрезентация экскурсовода в формате короткого видео (если есть возможность сделать такое). Ее можно разместить на странице события в социальной сети или на специально созданной в конструкторе сайтов посадочной странице.
Определите стоимость экскурсии
Начиная экскурсионный бизнес, стоит заранее продумать финансовую сторону. Она должна быть основой бизнес-плана, чтобы вы четко понимали, сколько вы затратите на деятельность и сколько вам нужно выручить, чтобы покрыть расходы с выгодой. Конечно, при этом стоит ориентироваться на опыт конкурентов, перенимая не только ценовую политику, но и наиболее полезные практики, которые вы сможете найти.
Сверху на цены давит конкуренция, снизу — накладные расходы. Поэтому вам придется разрабатывать уникальное предложение и оптимизировать расходы. Отличные инструменты ценообразования — скидки постоянным клиентам, акции, специальные предложения для тех, кто делится вашими постами в социальных сетях, абонементы на все виды экскурсий.
Продажу билетов можно наладить онлайн, для этого есть несколько электронных сервисов, например, Nethouse.События и другие. Часть из них предлагает фиксированную комиссию, некоторые — процент от продажи. Последний вариант выгоднее для небольших мероприятий. Кроме удобного билетного сервиса, эти сайты предлагают также услуги учета и закрывающие документы.
Определите стоимость экскурсии
Реклама должна быть целевой: размещайте ее в посещаемых туристами местах. Это могут быть как рекламные плакаты и баннеры, так и реклама в виде флаеров. И конечно, интернет-реклама — вы должны присутствовать во всех профильных сообществах популярных социальных сетей. Создайте свой сайт: есть множество конструкторов, которые позволяют создавать посадочные страницы без вложений в веб-дизайн, на основе готовых шаблонов.
Причем, вы можете создать страницы под каждое экскурсионное направление и раскручивать их отдельно, создавая перекрестные ссылки на разных сайтах. Внимательно изучайте возможности каждого конструктора по раскрутке сайтов. Так, сервис Nethouse.События предлагает ускоренную индексацию в поисковых системах и размещение на своих каналах. Большинство подобных сервисов предлагает различные услуги продвижения за отдельную плату.
Необходимое оборудование и люди
Чтобы начать экскурсионный бизнес, вам потребуется оборудованный оргтехникой офис и надежная телефония — всему персоналу подключите корпоративную телефонную связь. Если позволяют средства, приобретите аудио-переводчик на иностранные языки. Нелишним также будет электронный экскурсовод и радиогид.
На начальном этапе собственный автотранспорт не обязателен, особенно, если вы планируете в основном пешие экскурсии: автобусы лучше заказывать у специализированных компаний, а средства потратить на приобретение профильного оборудования и найм людей.
Создайте комфортные условия для работы вашего персонала, ведь основа успешности бизнеса — это именно мотивированные и грамотные экскурсоводы, которых не заменит ни один электронный гаджет.
Чтобы посетителям было интересно, экскурсию необходимо тщательно готовить. Подготовка включает в себя изучение первоисточников, специальной литературы, самостоятельное детальное изучение маршрута. Зачастую подготовка хорошей экскурсии требует недель, проведенных в библиотеке и "в поле" — это необходимо учитывать, в том числе, и при учете денежных расходов на оплату труда вашего персонала.